Большой концертный зал. Озвучивание на основе технологии Dante

Большой концертный зал. Озвучивание на основе технологии Dante
Особенности озвучивания

Размеры и назначение больших концертных залов предполагают одновременное размещение сотен, а порой и тысяч человек. Поэтому крупные концертные площадки относятся к сооружениям, возводимым по нетиповым проектам и предусматривающим сложные системы коммуникаций и трансляции.

Жанровое назначение залов, а именно: будет ли зал использоваться для инструментальных симфонических выступлений или это будет концертный зал с системой звукоусиления — четко разграничивает их по типу акустического благоустройства. Оно же, в свою очередь, определяет объем, форму зала и допустимое время реверберации в помещении. Для симфонических залов максимальная вместимость не превышает 2,5 тысячи человек, а для залов с электроакустическим комплексом она может достигать 15 тысяч слушателей, поэтому в проекте должно быть четко соблюдено соответствие объема зала мощности источника звука.

Мировой опыт строительства концертных залов, используемый при возведении каждого современного сооружения подобного типа, позволил существенно упростить процесс создания звукоусилительного комплекса для таких объектов. Помещение имеет достаточную высоту для установки узконаправленных звукоизлучателей — линейных массивов. В предлагаемом компанией АРСТЕЛ решении это 28 модулей линейных массивов CLA-8K, установленные над эстрадой в трех группах, они берут на себя озвучивание до 85 % площади зрительного зала. Вместо того чтобы распространять звук вокруг, как в обычных акустических системах, линейные массивы имеют минимальный угол распространения звуковой волны по вертикали, что дает возможность равномерного озвучивания удаленных зон зрительного зала и балкона.

Оборудование системы

Раздельное подключение низкочастотных и высокочастотных излучателей в линейных массивах CLA-8K определило применение различных модификаций усилителей мощности: для озвучивания НЧ-СЧ-диапазона используются четыре профессиональных усилителя мощности DSA-2000Q (макс. вых. мощность 8000 Вт), а для ВЧ-диапазона применены два усилителя меньшей мощности той же серии — DSA-500Q (макс. 3200 Вт).

Так как линейные массивы имеют сопротивление 16 Ом, а усилители допускают минимальную нагрузку в 4 Ом, для повышения эффективности системы на каждый канал усилителя нагружены по четыре громкоговорителя, при этом, в отличие от усилителей ВЧ-диапазона, где задействованы все четыре канала, усилители НЧ-диапазона работают в двухканальном мостовом режиме (4000 Вт на канал).

Групповое подключение модулей позволило разделить каждый кластер на три уровня, выходная мощность которых может настраиваться индивидуально: верхний — для озвучивания дальней зоны, в том числе балкона; средний — для зрительских мест в средней части зала; нижний уровень — для ближней зоны (партера). Предварительная настройка каждого усилителя происходит с компьютера, по локальной сети. Специальное программное обеспечение позволяет производить не только настройку громкости и маршрутизацию каналов, но и делать эквализацию сигнала, применять кроссовер или устанавливать нужное значение задержки сигнала.

Места, где линейные массивы оказываются неэффективными из-за высоты их установки или близости сцены, озвучиваются отдельными акустическими системами. Так, ближняя к сцене зона партера озвучивается восемью компактными узконаправленными акустическими системами PE08, нагруженными на один усилитель DSA-2000Q. Зона акустической тени под балконами озвучивается акустическими системами PE12, так же нагруженными на один четырехканальный усилитель.

Особое место в системе звукоусиления занимают сабвуферы — они придают звуку силу и осязаемость. По обе стороны от сцены установлены две группы по четыре сабвуфера CLA-18SK мощностью 1200 Вт каждый (ограничено усилителем). Для озвучивания каждой группы задействовано по одному усилителю DSA-2000Q, работающему в четырехканальном режиме.

На сцене предусмотрены восемь коаксиальных сценических мониторов дальнего поля SM12, парами нагруженных на каждый из четырех каналов усилителя. Сценические мониторы предусматривают напольную установку, имеют 12-дюймовый драйвер и, соответственно, широкий частотный диапазон и высокую выходную мощность, однако благодаря применению коаксиальной компоновки излучателей умещаются в удобном и компактном корпусе из 18-миллиметровой березовой фанеры.

В системе предусмотрены три места для работы звукорежиссера:

  • на сцене — обычно она используется для проведения репетиций и во время выступлений не задействуется;
  • в зрительном зале (обычно в середине зрительного зала) — чаще используется для живых выступлений, когда звукооператор должен слышать звук в зале
  • в аппаратной — специальном помещении в конце зрительного зала (в нашем случае оно находится между балконом и нижними рядами кресел).

Структурная схема
Смотреть описание структурной схемы
Описание структурной схемы

Для того чтобы собрать сигналы с инструментов и микрофонов, на сцене предусмотрен мультикор на 16 входов, сигналы с которого могут быть переданы на Dante-конвертеры DAC-288 и преобразованы в цифровой аудиосигнал. Благодаря технологии Dante полученный сигнал можно передать на любое количество устройств, подключенных к сети, среди которых:

  • Микшерный пульт MX-1646 на сцене зала. Через два Dante-конвертера он способен принять и обработать до 12-ти каналов, может использоваться как аудиоинтерфейс для проигрывания музыки с компьютера, воспроизводить медиафайлы с карт памяти и USB-устройств, после чего итоговый сигнал возвращается в сеть Dante и подается на усилители мощности;
  • Микшерный пульт в зрительском зале. Место работы звукооператора в зале оборудовано по аналогии со сценическим, за исключением того, что в микшерный пульт приходит только восемь каналов, однако, увеличив количество Dante-преобразователей, можно подвести любое количество аудиопотоков;
  • Микшерный пульт в аппаратной. Здесь происходит самая тонкая настройка звука: 24-канальный микшерный пульт AFFA AFDM-024 принимает аудио из сети Dante и может быть расширен дополнительными источниками сигнала (компьютер, CD-проигрыватель или другое оборудование). Мониторинг итогового звучания происходит с помощью акустических мониторов ближнего поля, подключенных в соответствующие выходы на микшере. Готовый сигнал подается в Dante-конвертер AFDC-144 для передачи сигнала на усилители мощности.

Предлагаемая АРСТЕЛ схема убедительно показывает, что, применяя передовые технологии передачи и усиления звука, достаточно сложную и громоздкую систему можно сделать простой, а главное — легко масштабируемой. Все, что для этого нужно, лишь обеспечение дополнительных портов сетевых коммутаторов RONDO RNS-008T.

Состав оборудования

Тип оборудования Наименование Модель Характеристики Кол-во
Источники звука Компьютер с установленным ПО 3
Микшеры и контроллеры 16-канальный аналоговый микшер Inter-M
MX-1646
8 моно входов, 4 стерео входа, MP3 плеер, стерео аудиоинтерфейс, 4 групповые шины, встроенный процессор эффектов 2
Цифровой микшерный пульт AFFA
AFDM-024
24 канала входа,16 каналов выхода, 4 моно и 6 стереошин 1
Сетевое оборудование   Dante Аудиоконвертер Inter-M
DAC-288
8 входов, 8 выходов, Dante конвертер до 24 бит, 96 кБит/с 6
Сетевой коммутатор RONDO
RNS-008T
8 х 10/100M портов downlink, 10/100/1000M порт uplink и 2 х SFP порта 4
Усилители Цифровой усилитель с Dante Inter-M
DSA-2000Q
4 канала по 1200 Вт 8 Ом, 4 канала 2000 Вт 4 Ом, Мостовой режим: 2 канала по 4000 Вт 4 Ом. Управление по Ethernet, передача звука по Dante 9
Цифровой усилитель с Dante Inter-M
DSA-500Q
4 канала по 300 Вт 8 Ом, 4 канала 500 Вт 4 Ом, Мостовой режим: 2 канала по 1600 Вт 4 Ом. Управление по Ethernet, передача звука по Dante
2
Акустические системы Двухполосный модуль линейного массива Inter-M
CLA-8K
НЧ - 900 Вт RMS /98 дБ, ВЧ - 120 Вт/105 дБ, 103...20000 Гц 24
Контрольный монитор Inter-M
CR5
75…20000 Гц
170 Вт, 87 дБ
2
Сабвуфер линейного звукового массива Inter-M
CLA-18SK
1600 Вт RMS, 103 дБ, 35...3000 Гц 8
Акустические системы дальнего поля Inter-M
PE12
1000 Вт RMS, 8 Ом, 95 дБ, 61...19000 Гц 8
Акустические системы среднего поля Inter-M
PE08
500 Вт RMS, 8 Ом, 92 дБ, 63...20000 Гц 8
Сценические мониторы Inter-M
SM12
800 Вт RMS, 8 Ом, 96 дБ, 65...20000 Гц 8

Основные элементы схемы